Вечернего богослужения нет.
Утреннего богослужения нет.
Прп. Феофана исп., Сигрианского.
Свт. Григория Двоеслова, папы Римского. Прп. Симеона Нового Богослова. Прп. Феоктиста Сербского.
Вечернего богослужения нет.
Утреннего богослужения нет.
Перенесение мощей свт. Никифора, патриарха Константинопольского.
Сщмч. Николая Попова пресвитера.
Вечернее богослужение: Великое повечерие, Утреня, 1-й час.
Утреннее богослужение: Часы, Изобразительны, Вечерня, Заупокойная лития.
Иерей Алексий Прошаков
Прп. Венедикта.
Феодоровской иконы Божией Матери. Себежской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление».
Вечернее богослужение: Великое повечерие, Утреня, 1-й час.
Утреннее богослужение: Часы, Изобразительны, Вечерня, Литургия Преждеосвященных Даров.
Иерей Алексий ПрошаковМч. Агапия и иже с ним.
Вечернего богослужения нет.
Утреннего богослужения нет.
Мч. Савина.
Мч. Папы. Свт. Серапиона, архиеп. Новгородского.
Вечернее богослужение: Великое повечерие, Утреня, 1-й час.
Утреннее богослужение: Часы, Изобразительны, Вечерня, Литургия Преждеосвященных Даров.
Протоиерей Игорь ЗуевПоминовение усопших. Прп. Алексия, человека Божия.
Прп. Макария, игумена Калязинского, чудотворца.
Вечернее богослужение: Великое повечерие, Утреня с парастасом, 1-й час.
Утреннее богослужение: Часы, Литургия свт. Иоанна Златоуста. Панихида.
Иерей Алексий Юсупов
Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского. Глас 2-й.
Свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского. Собор преподобных отец Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших (переходящее празднование во 2‑ю Неделю Великого поста).
Вечернее богослужение: 9-й час, Всенощное бдение, 1-й час.
Всё духовенствоУтреннее богослужение: Литургия свт. Василия Великого (на китайском языке)
Вечернего богослужения нет.
Начало утренних богослужений в будние дни в 8:00, вечерних — в 17:00.
Начало утренних богослужений в субботние дни — в 9:00, в воскресные дни — в 8:00 (на китайском языке) и в 9:45 (на церковнославянском языке).
В будние дни исповедь совершается во время утренних богослужений,
в субботу во время вечернего богослужения. В воскресенье начало исповеди в 9:30 утра.
Главная → О Подворье → Святые и святыни → Статьи
Первое упоминание о местности и о церкви, на месте которой выстроен каменный Никольский храм, относится к концу XV века. Дмитровский князь Юрий Васильевич, сын великого князя Василия Темного, в духовном завещании 1472 года, отказал эту землю вместе с монастырским двором своему брату Иоанну III1. В свою очередь великий князь Иван Васильевич в 1504 году передал эту территорию своему младшему сыну, старицкому князю Андрею. В грамоте указывается: «сыну своему Андрею даю на Москве за рекою слободку Колычевскую, да монастырь Рождество Пречистые на Голутвине». Известно, что святой благоверный князь Дмитрий Донской построил по обету в честь Куликовской победы несколько монастырей: среди них Успенский монастырь на Дубенке, Богоявленский монастырь в Старом Голутвине в Коломне и Стромынский Троицкий монастырь. В XV веке Богоявленский монастырь в Коломне всё более возвышался, укреплялась монашеская жизнь. Дмитровский князь Юрий Васильевич отдал в дар монастырю территорию в Москве под подворье. С этих пор данная местность стало называться Голутвиной слободой.
В деревянном Замоскворечье были неоднократны пожары, и, по всей видимости, первая Рождественская церковь сгорела, подворью Богоявленского Голутвина монастыря была выделена новая территория в Москве. С течением времени после великого Московского разорения в Смутное время местными купцами на месте прежней была выстроена новая приходская деревянная церковь Рождества Богородицы с пределом св. Параскевы Пятницы, впервые упоминаемая в 1625 году. Однако и эту церковь постигла та же участь, несмотря на то, что местные жители устраивали регулярные ночные караулы с тем, чтобы уберечь церковь от пожара. Следом была выстроена новая церковь Рождества Богородицы с пределом свт. Николая Чудотворца, точная дата постройки которой не установлена.
Начиная с 1687 года священник храма Сергий Варфоломеев из-за боязни пожаров и ветхости храма начал сбор пожертвований на строительство новой каменной церкви. Для нового храма один из его ктиторов - гостиный сотник, купец Афанасий Захарьев Гусятников. Будучи молодым он входил в делегацию, посланную царем Алексеем Михайловичем на остров Кипр для снятия копии с Киккской иконы Божией Матери для Успенского собора Московского Кремля, именно поэтому в качестве главной иконы иконостаса по его просьбе искусными царскими изографами Оружейной палаты была снята копия Киккской и для Голутвинской церкви. Современные искусствоведы приписывают эту икону кисти жалованному иконописцу Тихону Ивановичу Филатьеву. Начиная с 1675 года, вслед за своим отцом Иваном Филатьевым, он работал в царской иконописной мастерской и в последствие написал также остальные иконы главного иконостаса Рождественской церкви.
Благодаря стараниям священника постройка храма в Голутвине была произведена довольно быстро. В 1688 году Патриархом Иоакимом был освящен предел во имя святителя Николая Чудотворца. К несчастью, священник храма на следующий год скончался, что несколько затормозило строительство главного храма. Торжественное освящение Патриархом Адрианом состоялось лишь в 1692 году.
Как и раньше, в Голутвиной слободе регулярно происходили большие и малые пожары. В 1721 году из 112 дворов прихода уцелело лишь 70. Особенная угроза возникла в Великий Московский пожар 1737 года, во время которого пострадал Московский Кремль, 102 приходских церкви, 11 монастырей и 2527 дворов. Только отлитый для колокольни Ивана Великого Царь-колокол от сильного жара раскалился и треснул, так что от него отвалился кусок весом в 11,5 тонн. Почти половина Николо-Голутвинского прихода также стала жертвой пламени. Прихожане с духовенством вынесли Киккскую икону, и когда обнесли ее вокруг уцелевших зданий, пожар внезапно остановился, и, по воспоминаниям прихожан, «много домов было спасено милостью этой иконы». Случилось это на Духов день, 29 мая 1737 года. С тех самых пор образ Киккской Божией Матери из Николо-Голутвинского храма почитается Чудотворным, и повсеместно в России празднуется в Духов день, когда совершилось явленное чудо.
Когда в Москву вступили наполеоновские войска, город вновь был охвачен пламенем, горело все Замоскворечье, однако и на этот раз Голутвинская слобода чудесным образом не была охвачена пожаром. По воспоминаниям очевидцев, 4 сентября, в день празднования иконы Божией Матери «Неопалимой Купины», пожар остановился прямо у ограды церкви святого страстотерпца Иоанна Воина, так что в том числе и Николо-Голутвинский храм благодаря заступничеству Царицы Небесной остался нетронутым пожаром.
Долгое время после закрытия храма в 1935 году ничего не было известно о судьбе Чудотворного образа Киккской Божией Матери. Одна из жительниц Замоскворечья, прихожанка церкви Григория Неокесарийского, в доме которой иногда останавливался после службы последний лишившийся своего прихода настоятель Голутвинского храма протоиерей Александр (Остроумов), вспомнила о том, что Чудотворный образ был торжественно перенесен в числе других святынь храма в соседнюю церковь свв. Иоакима и Анны. К сожалению, Якиманская церковь также вскоре была закрыта, а все иконы изъяты Музейным отделом народного образования (МОНО). Несмотря на все трудности времен лихолетья, чудотворная икона Киккской чудесным образом не пропала и не была вывезена заграницу, а сохранилась в запасниках Государственного Исторического музея, где была отреставрирована и описана искусствоведами. В период летних пожаров 2010 года родственница скончавшейся прихожанки церкви Григория Неокесарийского неожиданно вспомнила о Киккской Божией Матери из Голутвинского храма и выразила пожелание настоятелю написать икону для храма. Благодаря помощи специалистов искусствоведов выяснилось местонахождение Чудотворной иконы. В день Иверской иконы Божией в 2010 году игумен Сергий (Объедков) с разрешения директора Государственного Исторического музея побывал в хранилище и заказал фотографическую копию главной святыни Николо-Голутвинского храма. В неделю Торжества Православия была выполнена на холсте точная фотографическая копия с тем, чтобы прихожане храма имели возможность помолиться перед Ее Чудотворном образом. В последствии был сделан список иконы.
' Собр. Гос. Грамм, и Дог., ч. 1, № 96, с. 233. 2 Собр, Гос. Грам и Дог., ч. 1, № 144, с. 394.