Задать вопрос

Начало утренних богослужений в будние дни в 8:00, вечерних — в 17:00.
Начало утренних богослужений в субботние дни — в 9:00, в воскресные дни — в 8:00 (на китайском языке) и в 9:45 (на церковнославянском языке).

В будние дни исповедь совершается во время утренних богослужений,
в субботу во время вечернего богослужения. В воскресенье начало исповеди в 9:30 утра.

Главная → Статьи → Проповеди

Проповеди

Встреча с Богом

Неделя перед Богоявлением.

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Уготовайте путь Господень, правы творите стези Его, то есть приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Его.

Готовит Бог человека к встрече с Собой. Готовил тогда: посылал пророков, посылал Иоанна Крестителя. Готовит и сейчас: но не кого-то посылает, а Сам приходит к нам, даёт нам Себя в молитвах, в богослужении, во Святом Причастии.

Человек готовится всю жизнь: к первому свиданию, к семейной жизни, к экзаменам готовится, к собеседованиям, готовится произвести впечатление, некоторые готовятся к проповеди. И ко всему этому надо готовиться, необходимо готовиться, но всё это будет напрасно, если мы не готовим себя к встрече с Богом.

Можно сказать, что цель христианской жизни – приготовить себя к встрече с Богом. Эта встреча обязательно состоится. Если не здесь, то ТАМ обязательно. И может такое случиться ТАМ, что Бог скажет не знаю тебя, потому что ты не знал Меня. Я не готов принять тебя, потому что ты не приготовил себя.

Понятно, что сколько ни готовься, готов не будешь. Святым отцам не хватало времени приготовиться, на смертном одре говорили, что я ещё не начинал покаяния, я подвизался по мере сил, но угоден ли мой труд Господу.

Так что готов-не готов – это серьёзный вопрос. Готов, но не к тому. Готов, но не так. Готовился, но не у того. Готовился к лету, купил шортики, крем для загара, а пришли холода с морозами, и надо-то было валенки покупать с варежками. Готовился что тебя поймут и оценят, а над тобой посмеялись. Ах! Надо было об этом подумать заранее, как же я этого не увидел, а теперь уже поздно. Хороша ложка к обеду.

Прямыми сделайте пути Господни, чтобы прямыми путями Господь заходил в сердце человека. Да по-другому и невозможно, потому что кривыми путями Господь наш не ходит. Надо чтобы было у нас да-да, нет-нет, чтобы око наше просто было, чтобы знали своё место, свои возможности. Вот это и есть прямо, вот это и есть просто, вот это и есть встреча с Богом, вот это и есть Царство Божие, которое внутри нас.

Прямо мы должны думать, прямо говорить, прямо поступать, особенно в вопросах веры. Во всём остальном уступи, смирись, отдай, но в вопросах веры - нет.

Приходилось слышать, что у вас у христиан всё мрачно: суд, наказание, ну давайте как-то помягче, попозитивнее, человеку же неудобно, человеку же некомфортно. И есть соблазн как бы пожалеть человека: все спасутся, муки не вечные. Сделать как бы понятнее: рай – это много еды, много питья, много плотиугождения. Всё как в дорогом ресторане на шикарном курорте, только без меры и без конца. И в такой рай толпы побегут, с утра очередь занимать будут.  Вот здесь только немножечко смягчите, вот здесь скажите не всю правду, сколько пользы будет. Нет не будет никакой пользы, потому что это будет уже не христианство.

И оправдание можно какое-нибудь подтянуть. Бог же ел с блудницами и мытарями, Бог же ходил на свадьбу, сделал же из воды вино, чтобы пили сделал. Да много можно придумать оправданий, богословие можно придумать.

И человек придумывает оправдания по любому поводу, человек оправдывает своё зло: он первый начал, если бы я ему это не сделал, он бы со мною это сделал, да просто не люблю я его. Вот я прямо ему это сказал, вот я прямо ему это сделал. Прямо сделал зло. Но этот путь не прям, на этом пути нет Бога.

Вот сейчас пойдём чуть-чуть криво, чуть-чуть не туда, а потом опять прямо. Но потом-то уже будет криво, потому что направление поменялось, потому что чуть-чуть сбились с пути, чуть-чуть пошли не туда. И не важно, что чуть-чуть, не важно больше или меньше, всё равно мимо, уже мимо, навсегда мимо. И если хотим исправить надо возвращаться назад, в место неправды, в место, когда чуть-чуть не туда, и там исправить ошибку, и только после этого можно вернуться на путь истины.

Приходилось слышать совет: хитрее будь. Но хитрость не добродетель, мудрость добродетель. Всегда брезгливо смотреть, когда человек начинает петлять, извиваться. Мудрость не хитрит. Мудрость всегда пряма. Хитрость думает, что она всех обманула, всех запутала, поймала золотую рыбку в мутной воде. Нет, обманула она себя, и поймала себе погибель.

Как мы живём, братья и сёстры, хитро или мудро. Какими путями ходим – прямыми или не очень? К чему готовим себя, для кого готовим себя? Где сердце наше будет, где конец наш будет? Аминь.

Иерей Алексей Прошаков
14. 01.2024