Задать вопрос

Начало утренних богослужений в будние дни в 8:00, вечерних — в 17:00.
Начало утренних богослужений в субботние дни — в 9:00, в воскресные дни — в 8:00 (на китайском языке) и в 9:45 (на церковнославянском языке).

В будние дни исповедь совершается во время утренних богослужений,
в субботу во время вечернего богослужения. В воскресенье начало исповеди в 9:30 утра.

Главная → Статьи

Статьи

Слепота духовная 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем евангельском чтении мы слышали о том, как Господь исцелил слепого. Поразмышляем о слепоте физической, душевной и духовной.

Слепота физическая есть болезнь нашего тела. Человек, который не видит света, не знает, что это такое - доверяет только другим людям и по их словам, примерно, представляет мир. Весьма примерно, совсем не так, как мы с вами. Ведь человек большую часть информации об окружающем мире получает именно через глаза. Конечно, у человека, не имеющаго такой возможности, обостряются другие чувства: слух, обоняние, осязание, но его восприятие мира всё равно останется ущербным. 

C физической точки зрения, слепому человеку, живущему сейчас, конечно, существовать намного легче, чем человеку, живущему во времена Иисуса Христа: в то время слепой практически ничего не мог делать. Насколько же сильно и от всего сердца тогда, человек, сидящий на дороге, воззвал к Спасителю, прося дать ему возможность выжить... В ответ на его зов ученики Христовы возбраняют слепцу говорить, чтобы его вопли не дошли до Спасителя.

Перед нами прекрасный пример душевной слепоты. Именно душа связывает одного человека с другим. Мы часто говорим: душевная обстановка, душевный разговор. Бывает, что один человек не видит другого, не чувствует его, не замечает бед, которые с человеком случаются. Такого человека мы можем назвать слепцом душевным, в котором отсутствует искренняя любовь к ближнему. Ведь когда мы любим человека - готовы поставить себя на его место, всегда вглядываемся, вслушиваемся, хотим его понять, искренне помочь, открываем свою жизнь для него. 

Святой Апостол Павел, пример истинного проявления любви и открытости человека к ближнему, говорил: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор., 9:22). Он не сомкнув очи смотрел на других, а открыв глаза, вглядывался и говорил, что для каждого человека он хочет быть всем, готов подстроиться под него, чтобы привести к Богу. Вот каким должно быть наше отношение к другому человеку, вот к чему призывает нас Господь.

Гораздо хуже дело обстоит, когда мы не только не видим другого человека, а когда мы слепы духовно: не замечаем Бога, не готовы ему открыться, принять в свою жизнь. И, может, мы устами говорим о Нём, всячески служим Богу, но всё это не может уберечь нас от слепоты духовной.

Вспомним новозаветную историю, в которой Господь Иисус Христос обличает фарисеев в том, что они, имея очи, не видят, и, имея уши, не слышат. Это и есть страшное духовное состояние слепоты, когда человек уверился в своей правоте, в своём избранничестве: считает себя учеником святого, старца или много лет ходит в православную церковь, а значит ничего уже ему и не нужно - ни священное писание читать, ни уж тем более воспринимать обличение со стороны. Такое состояние, которое является крайним и, безусловно, заметно окружающим, приводит к прелести - человек мнит себя святым, достойным видеть Бога.

Но не о таком состоянии хочется поговорить сегодня, а о той духовной слепоте, которая есть в каждом из нас. Если причиной душевной слепоты является отсутствие любви, эгоизм, самость в отношениях с другими людьми, то в основе слепоты духовной лежит наша гордость. Слепота духовная отделяет человека от Бога, не даёт возможности Богу проявить себя в нашей жизни. Как ясное зрение помогает человеку видеть ясно мир вокруг себя, а слепота погружает человека в темноту, так и слепота духовная отделяет человека от света истинного - от Бога - и погружает его в темноту, в серость греха. Человек смотрит на других и думает: «Какие же они грешники, а я, по сравнению с ними, гораздо лучше!».

Представим себе ситуацию, при которой в мире были бы только одни слепые, и появился среди них тот, который вдруг начал видеть свет и некоторые очертания предметов. В сравнении с другими слепцами, он был бы прозорливцем, пророком, направляющим остальных. Но, по факту, получилось бы как в притче Евангельской: «Если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму» (Мф., 12:14).

Так проблема наша в том, что все мы с вами в той или иной степени духовно слепы. Никто из нас ясно своих грехов не видит, никто из нас, подобно Адаму и Еве, не видит Бога и не может с ним общаться. И потому ясность нашего зрения весьма относительная: кто-то видит лучше что-то одно, кто-то другое. Но, по большому счёту, все мы слепцы. В таком случае, как один может вести другого? Не стоит ли тогда начать доверяться друг другу, советоваться и быть готовыми услышать от ближнего некоторые обличения, вразумления...? 

С чего начать лечение от духовной слепоты? В первую очередь нужно прибегнуть к Свету Истинному - к Иисусу Христу. Слушать Его Евангелие,  ежедневно поучаться священному писанию, читать святых отцов и искать для себя вразумление. Нужно общаться с Богом и просить Его, чтобы Он подсказал путь. Чтобы в сумраке нашего неведения и невидения не споткнуться и не упасть в грех. Господь обязательно ответит через наших близких: родителей, жён, мужей, детей, друзей, подчинённых или начальников. Главное - быть готовым про себя услышать вещь, не очень лицеприятную.

Вот это и есть начало нашей борьбы со слепотой. Господь рядом с нами, вокруг нас. Он желает каждому спасения, каждую минуту ищет возможность нас вразумить. Не нужно обижаться на того, кто сказал нам слово, которое мы слышать не хотим. Может, стоит остановиться на секундочку и задуматься: а не грешник ли на самом деле и не гораздо более слеп, чем другой человек? 

В борьбе с духовной слепотой нам поможет смирение, которое мы видим на примере жизни святых отцов. Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский считали своим учителем Оригена - великого богослова, впоследствии обличённого за многие ереси. Отцы могли последовать за главой целой богословской школы, но они, по смирению, взывая к Богу и прося вразумления, нашли правильный путь.   Преподобного Сергия Радонежского и вовсе выгоняли собственные ученики... Поэтому хвалиться нам, подобно иудеям, своим происхождением и воспитанием бессмысленно. Святость старца не делает святым его ученика, и более того, святость одного человека не может проявляться во всём.

Например, блаженному Августину - святому по жизни, по своим моральным и нравственным принципам - это не помешало допустить ошибки в догматическом учении. Не можем мы хвалиться, подобно сынам Авраама, своей кровью или даже тем, что мы крещены. Святой пророк Иеремия говорит: «...Пусть не хвалится сильный силою своею, пусть не хвалится богатый богатством своим» (Иер.,9:23).

Давайте признаем свою слепоту - душевную и духовную - недостаточность в нас любви к Богу, смирения перед ним, любви к ближнему. Войдя же в состояние смирения, не будем пребывать в унынии, говоря, что я хуже всех, лучше уже не стану. Ведь уныние тоже есть состояние духовной слепоты - обратная сторона гордости. По гордости мы говорим, что всё знаем, никто нам не нужен: ни советник, ни помощник. А в унынии говорим, что мы хуже всех, никто нам не поможет, мы опять одни: нет вокруг ни Бога, ни ближнего. Мы снова слепы. Ведь обладая ясным зрением, человек знает, что Бог рядом, и всегда уповает на Него, видит, как Господь регулярно о нём думает, заботится. 

Смирение предполагает ясновидение себя - своих достоинств и  недостатков. Слепой человек не видит своего состояния, а потому не знает, куда ему идти. Слепота - наша общая болезнь, с которой все мы должны бороться. К сожалению, вряд ли мы преодолеем её полностью. Апостол Павел говорит: «...мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу...» (1Кор., 13:12).

Не будем унывать, осознавая свою слепоту, а будем радоваться, что даже таких слепых, как мы, Господь может привести в Своё Царство, в состояние святости.  Пример тому - жизнь святых, тех же самых апостолов, изначально несовершенных.

Дорогие братья и сестры, вдохновляясь историей Церкви, Священным писанием, словами Святых отцов, словами Иисуса Христа, верой и надеждой на Бога, со смирением преодолевать нашу духовную и душевную слепоту. Помогайте нам всем Господь и Матерь Божья! 

Иерей Алексей Юсупов 
7.02.2021